ПН-ПТ: 9.00-17.00, СБ: дополнительный график, ВС: выходной
+79780621525
г. Севастополь, ул. Шевченко, 21

Новые пути решения назревших проблем здравоохранения

Дембский Л.К.

МЕДИЦИНА УКРАИНЫ
НОВЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ НАЗРЕВШИХ ПРОБЛЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Л.К. Дембский.

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ ЗРЕНИЯ
г. Симферополь

Деструктивные процессы в государственном строительстве, экономике  и бюджетно-финансовой  системе страны привели к деформации системы  здравоохранения,  оказали свое негативное влияние на деятельность отрасли,  обусловили значительное ухудшение здоровья общества.

Для  государства  такой кризис здоровья населения может иметь непредсказуемые последствия.  От здоровья граждан зависит безопас¬ность,  дальнейший рост экономического могущества государства,  ее социально-политическое развитие,  преумножение культурного достояния.

Современные экономические реалии, существующий на Украине, требуют нового подхода к решению проблем здравоохранения, заключающегося в переходе на качественно новый этап развития.

Для осуществления этой цели необходимо внедрение и систематизация новых для отрасли условий хозяйствования и управления, а также развитие и эффективное использование амбулаторной помощи, как наиболее дешевого и эффективного вида помощи для профилактики, диагностики и своевременного лечения заболеваний.

Первичная  медико-санитарная  помощь,  не смотря на внедрение многочисленных  мер  по ее усовершенствованию,  имеет существенные недостатки и требует первоочередного реформирования.

Показатели  обеспеченности  Украины медицинскими кадрами одни из наибольших в мире, но это не стало решающим относительно качества медицинской помощи. Отсутствует межотраслевая научно-обоснованная программа подготовки кадров.

Соответственно  решающее  значение  в реформировании  отрасли имеют такие направления: профилактические меры системы здравоохранения,  политика  государства  по сохранению здоровья и управлению отраслью, экономические принципы здравоохранения и внедрение медицинского страхования, система предоставления первичной и специализированной медико-санитарной помощи,  внедрение новых информационных технологий мониторинга состояния здоровья населения, государственная стандартизация качества медицинской помощи. Технология лечебно-профилактической помощи как комплекс профилактических, диагностических,  лечебных  и реабилитационных мер должна включать подсистемы первичной, вторичной и третичной медико-санитарной помощи,  изменение системы санитарно-просветительной работы, широ¬кое привлечение средств массовой информации к популяризации здорового образа жизни.

Реформирование  специализированной медицинской помощи предус-матривает решение таких проблем:  повышение эффективности специализированной медицинской помощи  на  основании  внедрения современных технологий,  соблюдение стандартов и качества предоставления медицинской помощи,  проведение  лицензирования и сертификации медицинской деятельности и аккредитации учреждений здравоохранения; расширение сети диагностических центров,  межрегиональных диагностических и реабилитационных учреждений.

На современном этапе реформирования здравоохранения совершенс-твование  первичной  медицинской  помощи  ( ПМП),   расширение  ее объема, повышение качества и эффективности рассматриваются как одна из важнейших задач.

Целью реформирования амбулаторно-поликлинической помощи,  как и  всей  системы здравоохранения,  является адаптация медицинской  помощи к условиям рынка,  пересмотр взаимоотношений между государством, населением и лечебными учреждениями, внедрение новых принципов  оказания первичной помощи.  Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- максимальная интенсификация деятельности врача путем предоставления ему свободы выбора форм организации своего труда.

- освобождение от видов деятельности,  не требующих врачебной компетенции. (Мендрина Г.И., Олейниченко В.Ф., 1997)

Необходимо быстро и целеустремленно вести научные,  проектные и конструкторские разработки,  которые обеспечат создание  и  освоение  принципиально новой техники и передовых технологий, многократно повышающих производительность труда медицинского персонала.

Две взаимосвязанные задачи: всеобщая диспансеризация населения страны и перевод здравоохранения на интенсивный путь развития могут быть решены в полном объеме только при коренном техническом переоснащении всех ЛПУ.

Таким образом, интенсификация отрасли, повышение ее КПД с наибольшей эффективностью возможна при ее индустриализации.

Система индустриальной медицины - новая форма организации здравоохранения, предусматривающая увеличение производительности труда медработника.

Все вышеперечисленные принципы лежат в основе работы Крымского центра реабилитации зрения, открытого в 1991 г. в г. Симферополе, который (стр. 2. № 1 «Организация реабилитации конвейерного лечения аномалии».

В Центре используются последние достижения индустриальной медицины – организованы поточные многопозиционные линии («конвейеры»), а главное – интенсифицирован труд, заложенный в организацию каждого из этапов диспансеризации:

Служба здравоохранения стоит на рубеже коренной реорганизации, когда наряду с государственной (бюджетной) системой медицинской помощи, в качестве альтернативных систем начинают работать экономические механизмы хозяйствования, рыночные взаимоотношения, страховая. Частная, смешанная модели системы здравоохранения. Независимо от формы хозяйствования следует определить основные принципы, на основе которых будет с наибольшим эффектом  работать та или иная система. Системный подход к политике реформирования отрасли предусматривает то, что каждое из этих направлений является составной целостной программой перестройки медицинского обеспечения, структурно и функционально взаимосвязанных между собой.

Настоящее бедственное экономическое положение страны в той или иной степени отразилось на каждой отрасли, в том числе и медицине – единственной отрасли народного хозяйства, с которой соприкасается каждый из нас.

Таким образом, созданные при Крымском республиканском центре реабилитации зрения скрининговые бригады, состоящие из двух человек; средних медработников или лиц, не имеющих медицинского образования, но прошедших специальную подготовку, разгружают врачей-офтальмологов, делают их труд более интенсивным.
Опыт работы данных бригад был обобщен и использован в работе подобных бригад на районном уровне.

Опыт, полученный Крымским республиканским центром реабилитации зрения и Симферопольским горисполкомом, дал основание для экстраполирования новой системы охраны зрения детей и подростков на один из районов Крыма.

И первым районом, где был обкатан механизм индустриальной медицины в его офтальмологическом аспекте в сельской местности стал Красногвардейский район.

Реализация индустриальной системы охраны зрения в Красногвардейском районе была осуществлена совместными усилиями - Крымским республиканским центром реабилитации зрения, администрацией, отделами народного образования и здравоохранения района, редакцией районной газеты.

1. Организация первого этапа диспансеризации - всеобщего скринингового осмотра всех школьников района с первого по одиннадцатый класс на предмет снижения зрения по стандарту, предусматривающему проведение пяти исследований глаз каждому учащемуся.

2. Материальное обеспечение скрининговой бригады диагностическими аппаратами и приборами.

Распределение школьников Красногвардейского района по группам диспансеризации по результатам скринингового профилактического осмотра представлено в таблице.

Группа диспансеризации

Количество детей

Абс.

%

I   группа

7762

74,44

II  группа

1144

10,74

III группа               

1578

14,82

 

Для экстраполирования индустриальной системы охраны зрения детей и подростков, т.е. механизма работы моделей всех трех уровней на весь Крым необходимо было разработать проект создания шести региональных центров охраны зрения, подобных КРЦРЗ, на всей территории автономной республики, осуществив 100 % диспансеризацию детей в системе охраны зрения, составив этим самым эталон - модель IV уровня. При этом на примере Красногвардейского района, но уже в масштабе Крыма участвующие в создании и эксплуатации новой системы охраны зрения инстанции выполняют функции аналогичные II уровню. При этом Крымский республиканский центр реабилитации зрения выступал бы как организационно-методический центр.

Если конвейерная система, созданная в Крымском Республиканском центре реабилитации зрения, работает уже в течение нескольких лет, то актуальной является проблема экстраполирования ее на районный, городской, областной и республиканский уровни в масштабе страны. С этой целью Крымским республиканским центром реабилитации зрения совместно с оптико-механическими заводами России, Украины созданы различные модификации конвейера ЛДК-1, ЛДК-2, ЛДК –3 (рис.27-30). При этом все три модификации полностью сохраняют технологию и отличаются лишь производительность для различных уровней медицинских учреждений. Отличительным элементом этих модификаций является разное количество аппаратов, занимаемая конвейером площадь, количество обслуживающего персонала:

- базовый вариант лечебно-диагностического конвейера ЛДК-1 для специализированных офтальмологических центров, офтальмологических отделений больниц, профилакториев крупных заводов, учреждений;

- меньший по объему ЛДК-2 для специализированных школ, детсадов, центральных районных больниц;

- самый малый конвейер ЛДК-3, представляющий кабинет охраны зрения поликлиник, школ и дошкольных учреждений.

Технологии, аппараты и приборы Крымского республиканского центра реабилитации зрения внедрены в работу детского глазного отделения РКБ им. Н.А. Семашко (Симферополь), успешно работают в городах Виннице, Киеве, Москве, Ялте, Феодосии, Севастополе, Алуште и других населенных пунктах.

Разбивка автономной республики на шесть региональных центров осуществлялась с учетом удаленности района, географического положения, ландшафта, транспортного сообщения и численности детского населения. Создание межрайонных центров диктуется принципами построения индустриальной медицины, основу которых составляет концентрация медицинского оборудования и высокий КПД ее использования.

Региональный межрайонный центр должен быть оснащен оборудованием согласно действующим приказам и методическим рекомендациям Министерства здравоохранения. Наиболее оптимальной формой организации технологии явились разработанные и указанные выше лечебно-диагностические конвейеры серии ЛДК.

Создание развернутой системы региональных центров в городах и районах Крыма обеспечит доступность лечения на местах. При этом отпадет необходимость в транспортировке детей в республиканский центр реабилитации зрения, а также республиканскую детскую клиническую больницу. Учитывая приближение лечебной помощи к пациенту, детям, проживающим в близлежащих к региональному центру городах и районах, трудностей для получения лечения не будет.

Незначительные неудобства будут иметь место для детей живущих в отдалении от регионального центра. Однако при максимальном радиусе нахождения населенного пункта от регионального центра в 60 км. это неудобство и материальные затраты незначительны в сравнении с возможными затратами при лечении в г. Симферополе.

ВЫВОДЫ:

Нами показано:
- интенсификация труда в здравоохранении возможна за счет сокращения ненужных и вредных функций;
- новая система организации производства, основанная на конвейерном принципе, показывает высокую экономическую эффективность;
- новая модель организации охраны зрения детей, представленная в Крымском центре реабилитации зрения, является основой технического и организационного перевооружения детской офтальмологии;
- решение назревших проблем здравоохранения может быть осуществлено путем внедрения индустриальных методов;
- создание развернутой системы региональных центров в городах и районах Крыма даст возможность получения лечения жителям населенных пунктов, удаленных от региональных центров.


 

Записаться на прием онлайн!